Шесть Рукопожатий: Эдуард Лыткин

Нескучный разговор Евгения Плотникова с виртуозом Эдуардом Лыткиным о музыке в Америке и на родине, о рок-обучении в Самаре и о том, какие книги нужно читать, чтобы заниматься игрой на гитаре по 8 часов в день.

Эдуард Лыткин — гитарист и композитор, лауреат престижных музыкальных конкурсов в России и США, несомненный профессионал своего дела.



Евгений: Всем привет! Это «Шесть Рукопожатий» на телеканале «Губерния». Сегодня с нами гитарист-виртуоз, композитор, музыкант Эдуард Лыткин! Здравствуйте!
Эдуард: Добрый вечер!

Евгений: И сразу по традиции мы начинаем с песни.
Эдуард исполняет свою композицию.


Евгений: Браво! Огромное спасибо! У меня было приготовлено очень много вопросов, но сразу же я их отметаю. Мне любопытно, сколько нужно в день тренироваться, чтобы вот так играть! Или уже всё, вам все понятно и достаточно?
Эдуард: Ни в коем случае. Это примерно так же как… вы видите красивую девушку?

Евгений: Иногда вижу!
Эдуард: Радостно, что иногда. Вас это все равно волнует?

Евгений: Да.
Эдуард: Здесь очень сложный момент. Вы никогда не сможете хорошо играть, если не будете заниматься. Попробуйте помолчать две недели. Вы как будете разговаривать после этого?

Евгений: Наверное коряво.
Эдуард: Очень не респект.

Евгений: Понятно. То есть постоянное саморазвитие?
Эдуард: 6-8 часов для поддержания техники.

Евгений: 6-8 часов в день?! Обалденно!
Что ж, я выяснил главное, что меня интересовало, а теперь по порядку. Мы с Эдуардом, конечно же, немного поговорили, пока готовились к ток-шоу и решили начать с детства. Как и где формировался музыкант и композитор Эдуард Лыткин?
Эдуард: По любому, это начинается у каждого музыканта дома. Под что ты пил молоко, топал от колыбельки: у меня перед глазами вот такая стопка пластинок «Beatles» была, и до сих пор есть, естественно, навсегда. У папы с мамой каждое утро, вместо будильника, пока чаек закипит туда-сюда «На-на- на-на-на» (напевает песню «Love me do»).

Евгений: То есть это был фон, которого даже не замечаешь?
Эдуард: Да, но для меня это был не фон, так как я все это первый раз в этой жизни видел и слышал. Естественно, меня это очень радовало, потому что зима, лето, снова зима, снова весна ­ запахи меняются, а музыка…

Евгений: А кто еще, кроме «Beatles»?
Эдуард: Русская эстрада тоже была…

Евгений: На ди-джея Кирилла сейчас посмотрели, потому что он знаток русской эстрады?
Эдуард: Нет, я там увидел несколько пластиночек «Песняры» и так далее.

Евгений: Да, у него все очень классно, подборка, что надо…
Эдуард: … усы и борода!

Евгений: Как к гитаре пришли?
Эдуард: Как? Во дворе!

Евгений: В одном интервью Сергей Галанин говорил, что начал играть на гитаре, потому что девчонкам хотел понравиться.
Эдуард: Не поверишь, тоже самое! Только я сам бы не додумался, что при помощи этого можно заигрывать, прости за каламбур. Старше меня года на четыре или чуть больше парень, для меня просто мужчина ­ и это понятно: мне 9, ему 15 ­ такой красавчик и прям (изображает, как тот играет на гитаре).

Евгений: А что он пел?
Эдуард: Помнишь, такая рок-опера была «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Евгений: Да, конечно!
Эдуард: Вот Мишка, мы его звали Майкл, очень много пел оттуда, очень красивым от природы голосом: с соседних дворов, других улиц, сбегались люди ­полгорода собиралось!

Евгений: Это же везение, что такого Майкла ты встретил!
Эдуард: Чистое. Судьба! Он на втором этаже в доме жил, я на первом.

Евгений: А музыкальная школа?
Эдуард: Нет, сразу уфимское училище искусств. Я без школы туда попал на отделение эстрадной гитары. Я много уроков для этого брал.

Евгений: А была заточка у тебя именно на эстрадную гитару, не классическую?
Эдуард: Это случайность. В то время она только там была, потом в Питере и в Москве.

Евгений: А в чем отличие эстрадной от классической? И есть ли оно?
Эдуард: Огромное. Эстрадная ­ это джазовая гитара, плюс, чтобы ты мог выйти и саккомпанировать в ВИА, на этом делался акцент. И естественно, навыки нотной грамоты и письма. Классика ­ это очень жестко. Я на классику в училище не смог бы попасть. А тут моё усердие, артистизм, я улыбнулся педагогу, зря вообще, он был мужчина… Шутка, конечно.


Евгений: Кроме того мы говорили про книги. Какое именно художественное произведение повлияло на твое становление как артиста?
Эдуард: Очень правильный вопрос, потому что я был под огромным впечатлением все свое детство от одной единственной книги. Я читал очень много, поверь мне, потому что, во-первых, заставляли, а, во-вторых, это было на самом деле модно тогда. А книга, которая держала меня очень долго и сейчас держит, это «Осуждение Паганини» Анатолия Виноградова. Я ее перечитывал много раз. Это художественный вариант документальной версии детства, отрочества юности и смерти Паганини.

Евгений: Опять же музыкальная книга.
Эдуард: Очень серьезная! Она потрясла меня до глубины души. И отсюда у меня появилось усердие.

Евгений: Да? Из книжки взял усердие?
Эдуард: Конечно, а как иначе.

Евгений: А потом пошли награды!
Эдуард: Ну хватит что ли! Я уже начинаю краснеть, да?

Евгений: Скоро! Потому что сейчас будете перечислять все награды.
Эдуард: Это долго.

Евгений: Я понимаю. Но у нас есть время. С чего все началось? Может помните, какая была первая?
Эдуард: Конечно помню! Первая награда ­ это была улыбка девушки, когда я сыграл что-то внятное.

Евгений: Когда стал лучше Майкла во дворе?
Эдуард: Да нет, что ты. Это невозможно. Когда я учился в уфимском училище искусств, естественно, играл в рок-группе, и мы участвовали в фестивалях, не скажу какой это был год, но мы принимали участие в очень серьезном фестивале «Рок Уфа». Там раздавались всевозможные презенты, не денежные, а просто «Лучший гитарист», «Лучшая банда», «Лучший вокал».

Евгений: Но это же самое лучшее ­ бескорыстность.
Эдуард: Да.

Евгений: Вы, естественно, «Лучший гитарист»?
Эдуард: Да, поймал там звание. Мне, конечно, это очень льстило. Я сейчас вкратце скажу. Когда ты работаешь на то, чтобы имя себе заработать и т.п., это не работает. Когда, ты сам для себя: «А, что же это так не получается, должно получаться!» Потом это выливается в то, что люди замечают: «О, а как это он?!». Когда ты делаешь это для себя: честно, чисто и круто.

Евгений: Господа гитаристы! Учимся у виртуоза Эдуарда Лыткина, как нужно приходить к такому результату. Понятно, что наград было очень много. Всех интересует североамериканская история. Как там обстоят дела у ребят в Америке?
Эдуард: Хорошо у них обстоят дела, потому что социум так построен, что даже с огромным долгом они умудряются жить неплохо. Не знаю, как сейчас, я там был 3 года назад.

Евгений: И мы не знаем… Так что это был за конкурс и награда, поясните для меня, который не в курсе.
Эдуард: Это был конкурс талантов, который проходил в Лас-Вегасе, в гостинице «Стратосфера», очень серьезное место, там и «Ганзы» (имеется в виду коллектив «Guns N' Roses») и очень многие товарищи были.

Евгений: и Стинг…
Эдуард: Нет-нет, это другое. Есть такая очень крутая контора VHI, которая занимается артистами, кинопродюсерами, всем связанным с кино, параллельно фотомоделями, но в основном — талантами.

Евгений: Настоящая машина шоу-бизнеса.
Эдуард: Огромная интернациональная машина. Везде проходит множество конкурсов, лучшие потом едут в Америку и участвуют в финале. Я в Москве выиграл полуфинал, соответственно, попал в финал и взял первое место среди талантов в 2011 году в Лас-Вегасе.

Евгений: Совсем недавно! Лучший гитарист, правильно понимаю?
Эдуард: Инструменталист. Там участвовало очень много разных людей со всего мира, серьезный такой конкурс.

Евгений: Поздравляю! И это круто! Ребята, с нами в одном городе живет вот такой человек, который сейчас по нашей просьбе исполнит песню, с которой в Америке всех порвал.
Эдуард: Она немножечко не роковая, я специально готовил такой универсальный трек.

Евгений: Чтобы уж на всех!
Эдуард: Очень интересная фраза. Да. Мы ее сделали с моим очень хорошим другом Аскольдом в Москве, он сделал аранжировку.

Евгений: Это чисто ваше?
Эдуард: Предыдущий трек был мой. Это ­ совместное творчество, называется «ОК», так получилось, что у меня с соавтором было ОК, значит и трек называется «ОК».

Евгений: ОК!
Эдуард исполняет композицию «ОК».


Евгений: Каждый раз, когда вы играете, слов нет! Это очень круто и просто завораживает.
Эдуард: Спасибо!

Евгений: Хотел узнать по поводу техники. Знаете, как бывает, что у всех свои рецепты, как у поваров. А у вас есть какой-то свой?
Эдуард: Это смешанная техника. Здесь присутствует очень много всего, того, что мне нравилось по жизни. Я встречал много разных музыкантов, и вот их приемы…

Евгений: А принято делиться?
Эдуард: Да без проблем! Но вообще не совсем, мало кто открывает именно секрет достижения. Как у спортсменов: они все бегают быстро, но с каждым годом все выше и выше достижения. И у каждого своя техника. И иногда это может даже навредить, так как развитие человека происходит именно своим, выработанным по жизни ходом. И есть случайности. Но на самом деле человек так формируется, что если он очень серьезно хочет заняться чем-то, он обязательно добьется результата.

Евгений: Очень оптимистично!
Хотелось также узнать о том, как вы вернулись из-за океана и что нашли здесь. В Самаре есть жизнь и рок?
Эдуард: Здесь есть рок, чистый и открытый, он не поставлен на канву, как в Штатах, где тебе нужно просто играть. У меня там вопросов не было, появилось множество предложений, мог бы быть серьезный контракт, от которого я осознанно отказался.

Евгений: Но вы вернулись? Почему?
Эдуард: Прожил полгода в Лас-Вегасе, я был в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Диего, много где был. При всем великолепии того, что я видел, мне не понравилось. Я русский человек, честное слово. Я люблю это общение, которое вижу здесь, эти встречи, разговоры, которые сейчас между нами происходят, даже не словесные, а энергетические, их невозможно заменить чем-то другим. И это понимаешь только там.

Евгений: То есть только в сравнении?
Эдуард: Правда, только прочувствовав. То есть грубо говоря: «Ах, какое море классное!» «Я там ни разу не был» «Нет, ну ты представляешь, вот такое…» «Синее?» «Да, и соленое» «Нет, ну это же не вкусно!»

Евгений: Нет, не представляю. Последние минуты программы давайте посвятим вашему грядущему шоу в середине марта в одном из рок-баров. Что это будет? Пригласите туда!
Эдуард: У меня на странице есть вся информация, я думаю, что все знают. Это будет не совсем обычный концерт. Дело в том, что там будет небольшой мастер-класс, на котором я с удовольствием поделюсь многими открытиями, которые сделал за всю свою жизнь.

Евгений: А туда ребята придут с гитарами?
Эдуард: Да, без проблем. Кто-то придет с гитарами, кто-то просто послушать. Поиграем, поджемуем, я, насколько успею, смогу что-то показать…

Евгений: Можно поджемить с Эдуардом Лыткиным. Главное, следите за афишей в середине марта.
Эдуард: Я попробую помочь с вопросами, которые есть. А они всегда есть.

Евгений: Это история постоянная?
Эдуард: К сожалению, пока нет. Но мы надеемся, что это будет регулярно и постараемся сделать это возможным. Я с удовольствием подниму гитарный уровень в Самаре на высокий уровень.

Евгений: Как это будет называться?
Эдуард: Это будет «Гитар-шоу», но не совсем как обычно: с первыми местами и так далее. Нет, это будет с добрыми пожеланиями, с какими-то моментами помощи, если это будет требоваться от меня. Плюс мой концерт небольшой в конце.

Евгений: Про концерты узнали. Теперь нужно узнать про недописанный альбом.
Эдуард: Да. Он в процессе, это длится уже некоторое время, а смысл в том, что, вы понимаете, какие-то подводные камни все время…

Евгений: Не понимаю, потому что есть же материал ­ его взял и записал.
Эдуард: Да, все просто ­ пошел и записал. Очень хочется его записать, но некоторые финансовые моменты в этом все равно присутствуют. Без хорошего оборудования не будет хорошего звука, а плохой звук давно уже никто не слушает, он никому не нужен просто.

Евгений: И такое мастерство плохим звуком, наверное, совсем не охота портить.
Эдуард: Здесь в студии мы выходим из положения. Что-то мы можем услышать, понять, как играется. Но когда ты купишь пластинку, в смысле диск, ты хочешь услышать работу, не просто виртуозную игру, а совокупность.

Евгений: Это будут полностью ваши композиторские вещи?
Эдуард: Только мои. Может кавер в конце и запилю, но это так, не знаю. Набор треков, которые должны будут быть в альбоме, уже присутствует. Только нужно записать!

Евгений: У нас осталось буквально полторы минуты — есть ли какой-то небольшой трек?
Эдуард: Да, почему нет?

Евгений: Пользуясь случаем поблагодарю Эдуарда, гитариста, виртуоза, человек, с которым очень приятно общаться, за то, что он уделил нам внимание и пришел в «Шесть Рукопожатий».
Эдуард: Абсолютно взаимно! Мне было очень приятно находиться у вас, такое ощущение, что я сегодня был на рок-волне. Такой немного хулиганский трек для вас…

Эдуард исполняет свою композицию.

Комментарии