Федул Жадный: «В Петербурге думают, что я московский, а в столице — наоборот»

Как правило, некорректно говорить об артистах, что они «самарские» или «тольяттинские» — звучит, будто они известны локально и не более того. Но сложно было назвать иначе как «самарским» Федула Жадного, в чьих стихах и песнях нашли гиперболизированное отражение и местный быт, и география, и нравы. Теперь маргинальный карикатурист (так принято называть его деятельность) живет в Ленинградской области, имеет успех на сценах двух столиц и домой возвращаться не собирается. Разве что ради гастрольного концерта. 13 марта Федул выступит в баре «Сквозняк», а днем раньше выложит в Сеть новый альбом, который обещает быть нехарактерным для артиста по звучанию. Остался ли Жадный самарским — тот еще вопрос.

— Год назад беседовали мы в этой же самой комнате, и ничто не предвещало твоего переселения в окрестности Петербурга. Что случилось?
— Мысли переехать были давно, но не хватало решимости свалить из Самары. Однажды я созвонился с Туристом (из группы «НОМ». — Прим. автора) по этому поводу, а он и говорит — приезжай, тут мама Александра Ливера (также из группы «НОМ») сдает комнату в Пушкине. И я действительно снял ту комнату на месяц. Все закрутилось, я остался, возвращаться в Самару не собираюсь. Во всяком случае, чтобы жить.

— Как ты проводишь там время? Часты ли концерты?
— Мои выступления случаются примерно раз в месяц — в Москве или Питере. Плюс я участвую в концертах большого, «золотого» состава «НОМ». Еще выступал с коллективом «Стугерон Янссен» из Самары, в котором пою. Есть у меня и отдельная программа с Иваном Туристом — он в ней как перформансист, перкуссионист, подпевает в некоторых песнях. Ко всему я участвовал в московских поэтических слэмах, которые организует Андрей Родионов сотоварищи…

— И, кажется, неплохо выступал…
— Да, в первом конкурсе я занял первое место сходу, что для меня было удивительно — там же все-таки своя, столичная тусовка. Позже, в финале, я попал в пятерку тех, кто поедет на Всероссийский слэм в Воронеже или Красноярске. Победитель его отправится уже во Францию… Можно сказать, что я сейчас почти постоянно между Москвой и Питером. В столице был в начале марта, и вот 28-го уже снова выступление. А в начале апреля ждут два больших концерта с группой «НОМ».

— Одни говорят, что если ты точно знаешь, чем заниматься, то неважно, где этим заниматься; другие — что среда и окружение имеют решающее значение. Что тебе ближе?
— Для меня важно находиться там, где что-то все время происходит. Конечно, мое творчество находит больший отклик в столицах. Там тусовка — «Колдовские Художники» (КОЛХУи, среди них наиболее известен Николай Копейкин), «НОМ» — и у них всегда что-то интересное случается: концерты, выставки и т.д. В Самаре мне было интересно в 20-25 лет, пока тут были творческие люди постарше. А потом я перешагнул определенный возрастной рубеж, и все стало казаться здесь слишком мелким. Во всех клубах выступил, со всеми познакомился, что можно было почерпнуть — почерпнул. Сверстники либо побросали заниматься музыкой, либо уехали, и я почувствовал одиночество. А Питер и Москва — всегда непаханое поле.

— Все равно, должно быть, приходится зарабатывать не только творчеством?
— Не скрою, есть подработки.

— То есть, это везде обычная ситуация для независимого музыканта — иметь дневную работу?
— Да, но, опять же, в Петербурге очень легко найти подработку, которая не была бы в обязаловку. Такую, чтобы не вставать мучительно каждое утро, не высиживать положенное время без возможности в нужный момент поехать на гастроли. Там почему-то все люди понимают твою ситуацию, а не стараются выжать из тебя последние соки за гроши — у меня впечатление, что это местная, самарская черта.

— Продолжая разговор о среде… Мы сейчас сидим на улице Промышленности, у тебя о ней песня есть. Ночевать под нашим Кировским мостом — это экстремальная маргинальщина, а ночевать под мостом в Питере — это практически романтика… Как чувствуют себя в новой обстановке тексты твоих песен, инспирированные Самарой?
— Люди обычно удивляются, откуда все это взялось. В Петербурге думают, что я московский, а в столице — наоборот. Все мои истории, сравнения, ассоциации и весь мой образ, рожденный в Самаре, некоторых поражают.

— Тексты твои как-то изменились?
— Да, они немного на другой волне, что будет заметно по новому альбому. Ну, про пьянство-то я давно забросил писать, тема пройденная. А маргинальный абсурдизм остался, только в деталях изменился.

— Столичная публика как-то иначе тебя принимает?
— Очень сильно отличается именно петербургская публика. Они там все-таки эстеты. Их априори сложно чем-то пронять и удивить. В Самаре и Москве на концертах обычно кураж — пляшут, колбасятся, эмоций не скрывают. Но в Питере иногда совершенно непонятно, нравится людям или нет. Бывает, человек стоит весь концерт столбом, смотрит безразличным взглядом, а потом вдруг после выступления подходит, благодарит, и оказывается, что он следит за творчеством, песни и тексты отлично знает…

— А есть нечто такое, чего тебе после переезда не хватает?
— Очень много там интересных, близких по духу людей, с которыми клево общаться. И все хорошо, но нет с ними общих воспоминаний — такого, чтобы сказать «а вот помнишь, мы с тобой десять лет назад?..»

— Из самарских артистов на слуху кто-нибудь?
— Знают «Cheese People». Из художников в моем окружении знают Фрола Веселого… Слышал упоминание «Конторы Кука». Вот, собственно, и все.

— Расскажи про альбом. Он уже «питерский»?
— Альбом записан здесь, в Самаре, с гитаристом Антоном Кулагиным, который также известен по группе «Tomato Catch Up!». Записывать начали, еще когда я не переехал, потом добавляли что-то каждый раз, когда я приезжал. Кстати, и на этот раз собираемся сделать одну-две заготовки для будущих песен. Композитором на альбоме выступил Антон, и довольно интересное в итоге получилось звучание. Раньше считалось, что Федул Жадный — это такое пьяное караоке. Но теперь мы отошли от этой темы, появилось больше гитар, утяжеление некоторое произошло.

— На дисках издавать будете?
— Хотели сначала выпустить на лейбле, вели переговоры с «Капкан Records», планировали запустить краудфандинг… Но закладывали одну сумму, а потом она в силу известных событий стала совершенно другой, и мы решили альбом больше не мариновать. Потом, может быть, издадим небольшим тиражом для продажи на концертах.

Комментарии