Красиво петь не запретишь

В этом году весна наступает неторопливо, но наверняка. Одна из примет самого романтичного времени года — уличные музыканты, которые с первым потеплением выходят на свежий воздух, вооружившись песнями, чтобы порадовать самарцев. Самое популярное место у «трубадуров» — улица Ленинградская. В любой погожий день, прогулявшись по «Самарскому Арбату», вы можете услышать самую разнообразную музыку в исполнении современных романтиков.

Спасти семью

Те, кто часто бывают на «Ленинградке», знают, что практически в любой день там можно встретить одиноко стоящего мужчину, который радует прохожих виртуозной игрой на гитаре и проникновенным вокалом. Его зовут Валерий, он выступает на улицах уже 14 лет. Впервые он вышел в город с гитарой в начале нулевых, чтобы прокормить семью: на его основной работе начали задерживать зарплату, поэтому музыкант и решился на такой шаг.

— Психологически это было очень сложно, — признался он. — Но в тот момент от меня зависело не только мое личное положение, но и моей семьи. Вообще, время было нелегкое.

Как выяснилось, выбор оказался правильным. Валерию удалось не только разобраться с финансовыми проблемами, но и найти дело, которое приносит ему удовольствие до сих пор.

— Я играл не только в Самаре, так получилось, что за 14 лет я объехал 15 регионов России, — рассказывает музыкант. — Больше всего мне нравится в Самаре, Москве и Магнитогорске. Среди музыкантов, кстати, почему-то принято любить Санкт-Петербург, но мне ближе Москва. Вообще, когда играешь на улице, то видишь жизнь с другой стороны, с изнанки. Что-то из того, что я увидел, меня обрадовало, что-то — ужаснуло.

Свой репертуар Валерий подбирает по единственному принципу: играет и поет только то, что нравится ему самому. По его признанию, довольно часто прохожие просят исполнить какую-то определенную песню, но музыкант соглашается только в том случае, если предлагаемая композиция не оскорбляет его чувство прекрасного.

В наш разговор интеллигентно вклинивается молодой человек в красной футболке с эмблемой благотворительной организации. У него в руках коробка для сбора пожертвований.

— Скажите, а как научиться играть так же хорошо, как вы? — спрашивает он и одновременно делает Валерию комплимент.

Тот пожимает плечами.

— Тут только один путь — постоянная практика. Просто каждый день брать в руки гитару и играть. Не раз-два в неделю, а ежедневно.

Картофель против искусства

Валера снова берется за гитару, а неподалеку двое молодых людей уже устанавливают большие колонки, пульт и микрофоны. Михаил играет на баяне, Андрей — на аккордеоне. Их дуэт под названием «Гармоника» пользуется большой популярностью у тех, кто прогуливается по «Ленинградке»: популярные мелодии 80-х годов притягивают слушателей самых разных возрастов. Пакет с наклейкой «Банк музыкантов» быстро наполняется, преимущественно — купюрами.
 
3899 600

Однако довольны игрой ребят не все, несмотря на высокий уровень их мастерства. Жителей ближайшего дома совсем не трогает искусство, зато раздражает громкая музыка. Из окна в дуэт «Гармоника», разухабисто исполняющий шлягер про парня, который как-то раз уехал прочь на ночной электричке, летит картошка. Ребята решают не испытывать судьбу и перемещаются чуть дальше от агрессора.

Михаил и Антон — профессиональные музыканты, их приглашают на праздники и концерты. Играть на улице, по их словам — отличный способ поддержать форму, рекламировать себя и подзаработать.

— В среднем в час у нас получается примерно 700 рублей, — прикидывает Антон. — На «Ленинградке» играем часто, также выступаем на благотворительных концертах, на которых собирают деньги для тяжело больных людей. Приглашают нас и на праздники, в том числе на корпоративы.
В конце беседы ребята дают мне визитку. В общем, у них все серьезно.

Псих, Лютыч и Хой

Я прохожу дальше, где длинноволосый парень поет под гитару классику русского рока. Антураж соответственный: группа поддержки из друзей и сочувствующих. Рядом с музыкантом работает аскер, то есть человек, который с шапкой в руке ненавязчиво предлагает прохожим поддержать музыкантов, как говорится, копеечкой. Шансов на успех добавляет еще и то, что в данном случае аскер — очаровательная девушка, которой сказать «нет» довольно трудно. Я вот не смог.

— Антон, — представляется музыкант.

— Антон Псих, — представляют его друзья, у которых, кстати, не менее колоритные «позывные» — Лютыч и Ирка Хой.

По профессии Антон — строитель, но любовь к русскому року сильнее условностей. Вот уже два года Антон Псих играет на улицах, периодически выезжая с «гастролями» в такие города, как Сызрань.
Репертуар музыканта постоянно обновляется: по его словам, песни со временем приедаются, поэтому приходится постоянно подбирать что-то новое. Хотя в случае с классикой русского рока как никогда верно выражение «новое — хорошо забытое старое».

— Конечно, когда играешь на улице, случается всякое, — не скрывает Антон. — Подходят и пьяные, и агрессивно настроенные люди. Я всегда пытаюсь вывести ситуацию на позитив, но доходило и до драки. Даже гитару разбивали. Но в последнее время стало полегче: полиция больше не гоняет уличных музыкантов, стало меньше гопников.

Рок-дедовщина

Те, кто играет на «Ленинградке», знакомы между собой, но горячей дружбы, увы, не получается. Существует своеобразный уличный этикет: не вставать слишком близко, чтобы не мешать друг другу.
Обворожительный аскер Ирка Хой два года назад приехала в Самару из Улан-Удэ и, по ее словам, в нашем городе нет той рок-иерархии, которая по-прежнему существует в Бурятии.

— Это пошло еще с советских времен, когда рок-музыка была чем-то подозрительным, — делает краткий экскурс в историю г-жа Хой. — Милиция внедряла своих агентов в тусовку и, чтобы защититься от этого, музыканты выстроили целую систему.

Система эта ничем не отличается от старой доброй солдатской дедовщины, только вместо «духов», «черпаков» и «дедушек» тут «пионеры», «октябрята» и «паталоги» — соответственно.
Пока мы разговариваем, в 20-ти метрах от поклонников рок-музыки встают юные представители совсем другого направления — битбоксеры. У них есть микрофон и усилитель, поэтому звуки, которые они издают, перекрывают и гитару, и вокал Антона. Несмотря на прозвище «Псих», он реагирует на такую откровенную невежливость очень сдержанно:

— Ну кто так делает? — задает риторический вопрос музыкант. — Отошли бы подальше, «Ленинградка» большая.

Комментарии