25 января в Самаре отпразднуют день рождения Владимира Высоцкого

Вот уже прошли новогодние и рождественские праздники, близится Крещение, а вслед за ним и 25 января. Для кого-то это Татьянин день, день студенчества, а многие соберутся у памятника Высоцкому возле Дворца спорта.
Именно во Дворце спорта состоялся грандиозный концерт в 1967-м. Но о Владимире Высоцком можно вспоминать, вовсе и не привязываясь к датам, событиям и памятным местам. Для многих он еще живой. Это ощущение витает в воздухе. Год назад на одном из музыкальных форумов прочла такую фразу: «Володя, вставай, ты нам нужен», а месяц назад — фильм, название которого, кажется, и не могло быть другим.

Нам, самарцам, Высоцкий особенно дорог, ведь вы посмотрите, сколько его в нашем городе! Два памятника, сквер, улица, мемориальные доски на Дворце спорта и ДК Дзержинского, бюст Высоцкого в фойе ДК, по Волге ходит яхта с его именем, ежегодная парусная регата, в конце концов, два центра и два музея Владимира Высоцкого, оспаривающих между собой первородство, ревнующих друг друга к Высоцкому, которому до всей этой суеты нет никакого дела...

Он приезжал в наш город дважды, в мае и ноябре 1967 года. Он дал в советском Куйбышеве пять концертов, кто-то считает, что один, кто-то говорит, что два. Нет, концертов было пять. Если не считать маленький междусобойчик в клубе ГМК-62. Высоцкий в первый раз исполнил пару своих песен для молодых ребят именно там. ГМК-62 размещался на третьем этаже в здании на углу улицы Молодогвардейской и переулка Специалистов, ныне переименованного в улицу Высоцкого — в память о том событии. Это произошло недавно, несколько лет назад, а тогда, в 1967-м, участники этого клуба пригласили Высоцкого в Куйбышев. О нем еще мало кто знал. Президент клуба Вячеслав Климов и вице-президент Артур Щербак поехали в Москву, в театр на Таганке, и попросили режиссера Любимова, чтобы на встречу с молодежью приехал кто-нибудь из актеров. Собственно, о таком явлении, как ГМК-62, нужно рассказывать отдельно. Возникший на волне хрущевской «оттепели» клуб объединил любителей фотографии, поэзии, там собирались музыканты и художники, по просьбе резидентов клуба в Куйбышев приезжали известные в то время поэты, исполнители авторских песен, в конце концов, и появление Грушинского фестиваля — тоже дело рук неутомимых «гээмковцев».

Первый концерт Высоцкого проходил в филармонии. На афише скромно было указано, что выступит актер Театра на Таганке Владимир Высоцкий. Никакого ажиотажа, зал полупустой, это вполне объяснимо — концерт проходил в середине недели, кажется, в четыре часа дня, да и, как уже говорилось, о Высоцком мало кто знал. Это сейчас свидетели первого концерта, участники клуба припоминают каждую деталь того майского дня, пытаясь оживить эмоции, впечатления. Они говорят, что ничего необычного и не происходило: просто он в белой рубашке, с закатанными по локоть рукавами скромно стоял на сцене... Не все его песни пришлись публике по душе, например, «Конькобежец» в Куйбышеве уже слышали в исполнении Кукина, и авторский вариант не сразу приняли. Но чем ближе к финалу концерта, тем внимательней становились люди в зале, вслушиваясь в его хрипловатый голос, в тексты песен. Вячеслав Климов, Артур Щербак, Исай Фишгойт, Всеволод Ханчин и еще несколько человек — членов клуба ГМК-62 вместе с Высоцким, взбудораженные, разгоряченные после концерта вышли на улицу. До следующего выступления было время, и они решили показать Высоцкому Волгу, набережную.

Кто-то сказал, что хочется пить, и Владимир Высоцкий купил бутылку шампанского, запретив остальным тратить деньги, в бумажные стаканчики он разлил напиток всем, кроме себя. Они шли по набережной веселые, молодые, не привлекая к себе внимание прохожих. На концерте в клубе Дзержинского публики собралось значительно больше, возможно, сработало «сарафанное радио», да и время вечернее — зал был полон. Высоцкий пел, отвечал на вопросы. Исай Фишгойт в одном из воспоминаний сказал, что этот концерт был более значим и для Высоцкого, и для Самары. Зрители его долго не хотели отпускать... А после того, как он уехал, по городу пошли гулять записи с концертов, практически из каждого раскрытого окна доносился голос Высоцкого.

К ноябрю ситуация сильно поменялась. Летом еще и вышел фильм «Вертикаль» с песнями Высоцкого. В общем, популярность его стала невероятной, телефоны ГМК-62 разрывались от звонков, все хотели видеть и слышать певца Владимира Высоцкого. Заявок поступало столько, что ни в какую филармонию желающих было не вместить. От одного из куйбышевских заводов пришло 20 тысяч заявок. Было принято решение пригласить Высоцкого во Дворец спорта.

Дворец спорта, ноябрь 1967-го — это отдельная история. Когда билеты уже были проданы, выяснилось, что руководство обкома не дает добро на концерт еще не опального, но все же сомнительного Высоцкого, буквально за несколько дней до выступления прозвучало категоричное «нет», концерта, да еще на такой огромной площадке не будет. Пришлось идти на хитрость. Первым секретарем Куйбышевского обкома в то время был Владимир Орлов. Через его сына как бы случайно была передана пленка с записью песен Владимира Высоцкого. Конечно, подборка была соответствующей: только песни о войне, из кинофильма «Вертикаль», то есть ничего, что могло бы вызвать сомнение. И Орлов дал добро. 29 ноября концерт состоялся.

Правда, выяснилось еще одно «но», «Я не люблю манежи и арены...», — пел Высоцкий. Он никогда не выступал перед такой массой народа, воспринимая себя, скорее, как камерного певца, а тут целый стадион. Дворец спорта, рассчитанный на пять тысяч зрителей, невероятным образом в день его выступления вместил шесть или семь тысяч, сейчас уже точно никто сказать не может. От него до последнего скрывали этот факт, с поезда на такси его привезли сразу ко Дворцу, и тогда Высоцкий увидел, где будет проходить концерт... Нет, он, конечно, не развернулся, но долго ругался. Уже потом в своих письмах к друзьям он писал, что это было невероятно — многотысячная публика и его маленькая фигура на сцене.

В тот вечер во Дворце спорта Владимир Высоцкий дал два концерта. Это были первые его выступления перед таким числом зрителей. Потом были и другие дворцы спорта, стадионы в разных городах, но все же у нас в Самаре это было впервые. На другой день состоялся еще один, незапланированный концерт в зале политехнического института. Один интересный факт: зал был заполнен битком, многие желающие остались за дверями, и Владимир Высоцкий сказал: «Ну, впустите их, они же двери...» Он не договорил, дверь действительно снесли с петель. Во время этого концерта многие стояли, кто-то сидел на полу, на подоконниках, возле сцены, запись с выступления в политехе, с его замечаниями, рассказами, ответами на записки сохранилась до сих пор.

Больше Высоцкий в Куйбышев не приезжал.

Всеволод Ханчин, Организатор и президент Самарского центра-музея Высоцкого:
— Так случилось, что 24 мая 1967 года мне довелось впервые произнести слова: «Добрый вечер! Для вас выступает Владимир Высоцкий!» Он приехал по приглашению Городского молодежного клуба (ГМК-62), и в филармонии состоялось первое выступление Володи в Куйбышеве. Это уже потом вышел фильм «Вертикаль», его узнала вся страна, он стал живой легендой, был переполненный Дворец спорта... А в мае в зале филармонии занятыми оказались совсем немного мест.
Михаил Трифонов, Президент общественного Фонда «Центр В. Высоцкого в Самаре»:

— В сентябре 1967 года моему отцу подарили на день рожденья магнитофонные записи песен Высоцкого, о котором я тогда ничего не знал. Это были записи с концерта в клубе им. Дзержинского, который состоялся в Куйбышеве в мае того же года. В ноябре родители взяли меня на концерт Высоцкого в Куйбышевском Дворце спорта... Извинившись перед публикой за опоздание, Владимир Семенович начал свое выступление с военной песни «Братские могилы» из фильма «Я родом из детства». Находчивость и юмор Высоцкого были на высоте. Иногда из зала раздавались выкрики явно провокационного характера. Я думаю, в то время были люди, целью которых было сорвать концерт. На каждый подобный выпад Высоцкий реагировал мгновенно и с достоинством.

Aвтор: Татьяна Грузинцева
Источник: /vninform.ru

Комментарии