Фестивальная «Кухня»

В предыдущих статьях мы говорили о концертах и выступлениях артистов. Так как же организуются концерты, и что происходит «за сценой»? Если кто-то из читателей решит организовать своё событие – вам уже будет от чего отталкиваться, так как в этот раз мы расскажем о нашем опыте на примере Молодёжного Фестиваля «PULSE 2011», который состоялся в Кинеле 11.11.11. Такая дата была выбрана специально – чтобы хорошо запоминалась и красиво выглядела на афишах. Итак, первый шаг в организации концерта – это создание Концепта – то есть описание общего замысла. В этом моменте мы решили не креативить и взять вариант, реализованный нами в Кинеле в 2008-м и 2010-м годах. Концепт «PULSE» ассоциируется с ритмом и биением жизни, а яркие афиши определяют его как всплеск красок и эмоций в серой обыденности.

Второй шаг – договорные отношения. Здесь важно найти подходящих партнеров, заранее обговорить и подготовить все ключевые моменты. Один из важнейших элементов концерта – это помещение со сценой и необходимым звуковым и световым оборудованием. В нашем случае, нас гостеприимно принял городской дом культуры Кинеля. Как правило, данный пункт должен быть зафиксирован договором между организатором и директором площадки на основе полной аренды или работы по процентам от входа. Также важно обговорить вопросы безопасности и, связавшись с администрацией, написать совместное письмо в полицию с информацией о массовом мероприятии и просьбой обеспечить общественную безопасность в помещении и на прилегающей территории.

Следующий шаг – приглашение творческих коллективов и определение примерной программы Фестиваля. Это нелёгкая задача, так как очень сложно определить, что именно может привлечь публику и как найти наиболее сбалансированное решение по творческим номерам, чтобы всё прошло интересно и «на одном дыхании». В случае с нашим Фестивалем мы решили не ограничиваться каким-то одним стилем и пригласили представителей различных молодёжных субкультур. Многим молодым артистам интересно показать своё творчество на публике, и они согласны выступать бесплатно, поэтому, полезно знакомиться и общаться с различными творческими коллективами. Важно помнить, что приглашая артистов, вы обязаны предоставить необходимые технические и бытовые условия для комфортной работы, а также организовать транспорт и проживание (если требуется). Если же, вы хотите пригласить хэдлайнера (в шоу-бизнесе — «гвоздь программы»), то таким артистам необходимо платить гонорар, но нужно быть уверенными, что они действительно соберут публику и окупят сопутствующие затраты. В нашем случае средств на хэдлайнеров не было, и мы искали выступающих среди друзей. В итоге, получилось три концертных блока: выступление рэп-исполнителей, показательное шоу от Клуба славянской культуры «Добрыня» и блок живой музыки. Чтобы эти части фестиваля были плавно соединены, мы решили взять тему здорового образа жизни, провести тематические конкурсы и в перерывах между выступлениями транслировать ролики социальной рекламы через проектор.

Когда дата события, место проведения и программа концерта определены, самое время приступать к следующему шагу – рекламной кампании (от фр. campagne – совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо важной цели). Цель простая – донести до аудитории информацию о событии и привлечь необходимое количество зрителей на концерт. Для этого, на основе ранее придуманного Концепта, создаётся логотип и визуальный образ для дальнейшего использования в полиграфии (билеты, флаеры и наружная реклама) и интернет-продвижении (баннеры и аватары) – данную задачу лучше передать профессиональным дизайнерам, либо, научиться самим работать в графических редакторах. Обязательно нужно знать, как правильно подавать информацию (шрифты, цвета, расположение и т.д.) и важно учитывать особенности своей целевой аудитории, например, если это молодые люди, то реклама должна идти по школам и вузам, в точках концентрации молодёжи, а также через Интернет (например, социальные сети). Более подробно о принципах рекламы можно прочитать в учебниках и публикациях по маркетингу и PR. Рекламную кампанию в идеале желательно начинать за месяц до события: вывесить широкоформатные объявления (баннеры или сити-формат 1,8 х 1,8 м.), запустить рекламу в Интернет, организовать предпродажу билетов; а за две недели – расклеить большой тираж афиш малого формата (А3).

Пятый шаг – поиск ресурсов необходимых для организации концерта и покрытия организационных расходов. Необходимо искать спонсоров и партнёров, так как «отбить» затраты только продажей билетов практически на возможно. Если у вас нет благотворителей, своего клуба, оборудования, рекламного агентства или хотя бы типографии – то советуем не браться за организацию события! Организация концертов – дело очень затратное и рискованное. Люди могут просто не прийти на концерт, что бы вы ни делали. Это бывает, и к этому нужно быть готовыми. Главное – не брать на себя обязательств больше, чем вы можете реально выполнить. Мы с друзьями, делая концерты с 2005-го года, своим опытом, не имея стартовых ресурсов, научились «выходить в ноль», но этот опыт дорогого стоит.

Как правило, у хорошего повара со временем появляется своё «фирменное блюдо». Так и в организации концертов – только личный опыт и постоянный труд могут дать качественные результаты. Процесс создания концерта или фестиваля от замысла до реализации называется «продакшн полного цикла» (от англ. «production»), а человек, отвечающий за координацию всей деятельности, именуется продюсером. Это серьёзная профессия, которая требует обширных знаний в области маркетинга и менеджмента, а также высоких личностных качеств – дипломатичность, стрессоустойчивость и креативность. Идеальные фестивали случаются крайне редко, так как реальность постоянно приносит новые сюрпризы, а каждый этап развития открывает новые горизонты качества, и значит, всегда находится то, что можно улучшить. Важно понимать, что стремление к качеству и творческие искания это и есть основа развития в сфере музыкальной индустрии, а значит «здесь не найти покоя».

Но, вернёмся к фестивалю «Pulse 2011». Весь процесс организации занял чуть более месяца, все указанные ранее шаги были пройдены с переменным успехом, и вот мы вышли на «финишную прямую». Шестой шаг – день концерта – это всегда сильная нагрузка на участников оргкомитета, так как все процессы должны работать отлажено и эффективно, ведь необходимо свести в один отрезок времени-пространства все найденные ресурсы, учитывая множество факторов и интересы сотен людей (зрители, техническая группа, творческие коллективы, СМИ, представители власти и т.д.)! Один только процесс настройки живого звука длится более 7-ми часов (в то время, как концерт идёт всего 4 часа). Всё это, мягко сказать, нелегко. Но и очень интересно.

Сложно передать ощущения, когда фестивальный механизм начинает работать. К сцене стекаются зрители, выходят группы, сменяется видеоряд, звук и свет заполняют зал, создавая непередаваемую атмосферу присутствия «здесь и сейчас». Ну и, конечно, самая главная награда для организатора, – это  отклик публики и творческое раскрытие артистов.

В этом году фестивальную программу было решено расширить, поэтому впервые получилась смесь разных жанров, на мой взгляд, очень удачная. Концерт открывали рэп-исполнители «VED», «2-e», «TEMPLADA»; далее состоялось показательное выступление клуба славянской культуры «Добрыня», и в завершение прогремел «живой блок» представленный группами «ParadPlanet», «King Spirit», «ChiКАГА Band», «Шаманы Stereo» и «Внутри Себя…». В целом, у зрителей не было свободной минуты, так как в перерывах приходилось участвовать в конкурсах и оценивать социальные ролики проецируемые на большой экран. Для меня лично, фестиваль прошёл стремительно, так как приходилось постоянно решать разные организационные задачи, а вот как он повлиял на зрителей, покажет время.

Завершающим, седьмым шагом является осмысление, когда чувствуешь опустошенность после продолжительной энергичной деятельности, когда твой пульс возвращается в обычный ритм и все сложности и переживания переходят в разряд воспоминаний… Это интересные ощущения, важно понять – какие моменты нужно улучшать, а какие получились «на отлично».

На мой взгляд, фестиваль можно считать успешным тогда, когда есть зафиксированные результаты: аудио- и видеозапись, фотографии, публикации в СМИ и, конечно же, впечатления музыкантов и зрителей. Организаторам очень важно слышать положительные отклики. Но, как правило, люди почему-то стремятся высказывать только то, что им не понравилось. Видимо такова природа человеческих отношений. Так что если вы захотите встать на «организаторский путь» – помните об этом. Главное – любить своё дело и развиваться, не смотря ни на что.

Полных залов вам, друзья, и благодарной публики!

Комментарии