Юрий Шевчук и «DDT» привезли в Самару свою самую амбициозную и масштабную программу со времен «Мира номер ноль». Столь же тщательно сделанное, яркое и серьезное шоу в столице губернии можно было видеть разве что на концертах зарубежных рок-звезд. Между тем публика была рада уже тому, что группа сыграла хорошо знакомые «осенние» хиты.

«Иначе» издалека

Так случилось, что автор этого текста был едва ли не на всех концертах группы «DDT» в Самаре за последние десять лет. Поэтому начать следует издалека. С того, что как раз за эти десять лет группа не делала ничего настолько основательного, как программа «Иначе». Юрий Шевчук боролся с «попсой», пытался играть шансон с человеческим лицом (наверняка под влиянием Грушинского), вел творческие споры с коллегами. В общем, занимался, может, и важными, но не каждому интересными делами. Понять, что патриарх отечественного рока задумал нечто серьезное, можно было на фестивале «Рок над Волгой», где «DDT» дважды «обкатывали» новые песни. Причем в этом году группа приезжала уже с новым составом и новым звуком.

Во второй половине октября был выложен в Интернет двойной альбом «Иначе/P.S.». Отзывы появившиеся еще до его официального выхода, были многочисленны и противоречивы. Больше всего критики досталось непосредственно Шевчуку — за толстовский замах и, что важнее, за сомненительную литературную ценность текстов... Но (и тут как раз полезен десятилетний опыт посещения концертов) впечатления от просмотра концерта «DDT» вживую и целиком всегда гораздо более яркие, чем сумма впечатлений от отдельных песен этого же концерта. Шевчук всячески намекал, что именно вживую можно по-настоящему услышать и увидеть «Иначе». И были причины ему верить: в грандиозный тур группа отправилась вместе с несколькими фурами техники.

Индастриал о любви

Концерт начался с небольшим опозданием — группа дождалась всех задержавшихся в фойе, но таких было немного. Когда Шевчук появился на сцене, чтобы рассказать публике о программе, встречал его примерно наполовину заполненный зал Дворца спорта. Причем до передних рядов можно было дойти, никого не двигая и не задевая. Шевчук предупредил, что в ближайшие полтора часа аудитория будет иметь дело исключительно с новыми песнями, и пообещал кое-что из старого в финале, повеселив народ историей о том, как воронежский фанат отказывался уходить, не услышав «про черную реку». Уже в следующую минуту свет погас, и оптимичтический настрой стерла вступительная индустриальная композиция. На сцене замаячили фонари, музыканты заняли места, и вместе с первыми аккордами песни «Родившимся этой ночью» на многоступенчатом экране распахнулся алый занавес. Звук и видеоряд буквально атаковали зал.

Объяснять, что происходило в последующие полтора часа, довольно сложно: это шоу яркое и мощное, каких в России еще не делал и, пожалуй, не способен сделать больше никто. Но при этом абсолютно не развлекательное. Действительно, в программе «Иначе» все действует вместе: свет, звук, видео... Например, в одной из самых жутких композиций «Кризис» Шевчук декламирует в припеве: «Мою родину сожрал СПИД». В записанном варианте песни (а уж тем более в напечатанном) в эту фразу сложно поверить, она кажется патетичной и нескладной. Но когда на концерте бас бьет в самую диафрагму, захлебываются барабаны, срываются на скрежет трубы, и на экране герой видеоряда с каждым новым тактом разносит битой очередное стекло, - вот тогда и верится, и страшно. Только ближе к финалу программы тяжесть «DDT» разбавляют песнями полегче. Если поначалу в происходящем отчетливо ощущается дух «Nine Inch Nails», то песня «Когда ты была здесь» ненавязчиво напоминает о совместном исполнении Боно и Шевчуком дилановской «Knocking on Heaven`s Door».

Поначалу «Иначе» кажется деперессивной программой — в ней о том, что в стране не все в порядке, о том что времени мало, о том, что по нынешним меркам «возвращение человека к себе — расточительный труд». Но почти всюду Шевчук находит место для послания в ленноновском духе: «Ты спросила: кто станет моложе? — Отвечаю: с любовью — любой».
 

Назад в осень

Тут бы и закончить рассказ о концерте, между тем закончился он иначе, чем программа. Группы вышла на бис и заиграла «Ветер». Заиграла без особого энтузиазма, никак не могла набрать правильный темп, чуть не «разбрелась» в середине... Но зал пришел в восторг. А уж когда следом зазвучали «Последняя осень», «Что такое осень», «Просвистела», «Родина» и «Это всё», стало окончательно ясно, что многие просто перетерпели свежий материал ради набивших оскомину хитов. И это при том, что рядом с новыми песнями полушансонная манера «DDT» образца начала девяностых особенно сильно диссонирует стилистически. Публика на задних рядах снимала пиджаки и самозабвенно пускалась в пляс под вещи, которые крутят по радио. И, получается, не нужно было ей этого труда нескольких десятков людей со звуковой техникой, декорациями, монтажом видео... Нужен был только Юра Шевчук, музыкант, чтобы вышел и спел милое сердцу. Не вполне ясно, сколько в итоге людей покидали Дворец спорта с ощущением того, что узнали нечто важное. Но они хотя бы пришли. Аудитория, потенциально готовая к таким месседжам, видимо, просто не верит, что всякие ветераны русского рока могут развиваться. Да и просто заведомо «перекормлена» любыми смыслами рок-песен, предпочла оставить их в XX веке.

В общем, выход на бис не мог не смазать впечатления от программы «Иначе» у тех, кто ее все-таки услышал. В общей сложности «DDT» играли около двух часов. Напоследок Шевчук поблагодарил всех пришедших, помянул добрым словом Волгу, Грушинский фестиваль, «Рок над Волгой». Пообещал увидеться в скором будущем и особенно пламенный привет послал всем тем, кто не пришел.

Aвторы: Данила Телегин,
Андрей Цедрик
Источник: vninform.ru

Комментарии