Фестиваль «Jazz-весна в Самаре», проводимый в Самарской филармонии раз в два года, по традиции, собрал на одной сцене мировые звезды. В этом году, помимо самого организатора фестиваля Даниила Крамера, это австриец Клаус Пайер, «человек-оркестр» Энвер Измайлов, группа Blues Doctors. А совсем уж неожиданными персонажами джаз-феста-2011 стало трио Сергея Старостина.

Фоторепортаж: CROSS OVER JAZZ: V Международный фестиваль «Jazz-весна в Самаре — 2011»

В первый день весны в Самарской филармонии открылся 5-й международный фестиваль «Jazz-весна в Самаре». Его художественный руководитель Даниил Крамер представил программу Cross over jazz («Джазовый перекресток») — сочетание джаза, фолк-музыки, шансона и блюза.
Фестиваль проходит в формате биеннале — раз в два года, так что в этом году любители джаза празднуют 10-летний юбилей «Jazz-весны». В день открытия выступили два трио — Сергея Старостина и австрийца Клауса Пайера. Представляя звездных гостей, Даниил Крамер пообещал один из самых интересных концертов за всю историю фестиваля. В этих словах сложно было усомниться — особенно тем, кто знаком с творчеством Старостина — «гуру русского фольклора». С детства «заболевший» музыкой, Старостин сменил множество фолк-коллективов, а в экспедициях собрал солидную коллекцию народных инструментов и несколько тысяч песен. Он почетный гость фестивалей World music, ведущий передачи «Странствия музыканта» на канале «Культура». Фолк-джаз в исполнении его трио — это одновременное погружение в два мира, современного и древнего. Традиционные инструменты (гусли, двойная флейта, испанская и молдавская волынки, рожки и этнические барабаны) в сочетании с современной электроникой и джазовыми ритмами создали атмосферу шаманства, транса, доступного для понимания даже далекому от фолк-культуры зрителю. Три музыканта, как три мира, каждый творил свою песню. Одетый в славянскую рубаху и тюбетейку Старостин напевал что-то вроде «Настрадалася девчонка, что не сходится юбчонка» или более лирическое «Конь ускакал далеко, дальше того моя печаль...». Молдавский барабанщик с цыганской внешностью и страстным взглядом все внимание перенес на древние ритмы, а кларнетист Сергей Клевенский, в бандане и рэпперских штанах танцевал джаз — не только духовыми, но и лицом, плечами, коленями... Витальные силы, земные радость и тоска, джазовые импровизации на народных инструментах — под эту музыку сложно было не поддерживать ритм всем телом.
Последние композиции музыканты сыграли с Крамером. Пианист вызвал восторг зрителей, отбив зажигательный ритм на крышке рояля. Многие пришли именно на Старостина, но выступление второго трио вызвало не меньшую бурю эмоций интеллигентной публики. Страстный аккордеон Клауса Прайера, соло на контрабасе, легкие, рассыпчатые ударные — зрители по достоинству оценили музыку, понятную как любителям классического джаза, так и поклонникам синтеза жанров. Языковой барьер помешал свободному общению с аудиторией, но музыканты с удовольствием сыграли на бис. После концерта Клаус поделился впечатлениями о выступлении: он был рад полученному эмоциональному отклику от самарских зрителей.
Профессиональный звук, настоящее искусство и яркий контраст лучших образцов фолк-джаза и джаз-шансона стали прекрасным подарком для многочисленных любителей джаза в Самаре. А сегодня их ждет закрытие «Jazz-весны», которое ознаменуется выступлением мультиинструменталиста Энвера Измайлова и большим традиционным джем-сейшном всех участников фестиваля.
Автор: Виктория Сушко
Фотограф: Владимир Котмишев
Источник: vninform.ru

Комментарии