Билли Новик: «Даже если ты конченый неудачник, из этого можно сделать бизнес»

5 февраля в ОДО группа «Billy`s band» отметит свое 9½-летие концертом-спектаклем из песен и историй про маргиналов с окраины. Накануне «ВК» связалась с лидером коллектива Билли Новиком, и он рассказал, за что не любит юбилеи, как он летал с композитором Чайковским и перевоплощался в Шута из «Короля Лира».

- Для юбилейного тура цифра «9½» несколько неожиданна. Почему именно это «некруглое» число?

- Цифры 5, 10, 20 также не являются юбилейными. Скучные они. Никто не спросит: «А почему вы празднуете именно 10-летие?» Девять с половиной даже визуально выглядит симпатичнее. Хотя, может, это даже некая претензия на оригинальность. Сейчас такое время – делай что хочешь. Ужас!
- Юбилей подразумевает подведение итогов и творческие планы на будущее. Что за это время группа успела сделать, и что планируете на ближайшее время?
- Из всего того, что мы сделали, для меня лично важны две вещи: успех на Родине и признание в Америке. В планах - дальнейшее развитие группы в сфере наших полновесных театрализованных шоу и дальнейшая пропаганда джаза в России. Ну и борьба за качество нашего продукта.
- Ваши впечатления от юбилейного тура. Какие концерты и в каких городах запомнились больше всего и чем?
- Думаю, мы больше не будем называть наши туры юбилейными. Смотрю я на все эти афиши – 20, 30, 40 лет группе, - и как-то мертвечинкой потягивает. Не надо вообще называть туры юбилейными, наверное. Города? Мы любим почти все города, дорога куда не превышает 12 часов. Думаю, самое тяжелое в турах — это дорога. А публика везде хорошая.
- Публика наверняка преподносила группе подарки на день рождения. Какой из них считаете наиболее оригинальным?
- Мы приветствуем приношения на концертах. Главное, постараться обойтись без жертвоприношений. Хотя оригинальнее уже не придумать. В Казани мне подарили огромный бюст Чайковского. Настолько большой, что пришлось покупать для него билет. Зато летел я очень величественно – Петр Ильич сидел рядом.
- Будет ли какой-то эксклюзивный сюрприз от группы на концерте в Самаре?
- Новое качество исполнения как старых, так и новых песен. За последние два-три года мы действительно многому научились. В некоторой степени благодаря работе в Америке, на родине джаза. Там людей не проведешь. Хорошая школа. Сразу понятно, кто из музыкантов выживет в Америке, а кто нет (хитро смеется).
- Успели ли вы написать новые песни за время гастролей?
- Есть пара убойных хитов, написанных к возможному концу света. Хорошие, позитивные песни. Ободряющие. Они увидят свет весной 2012-го в трек-листе готовящегося сейчас альбома «BILLY's BAND IN ROCK».
- На сайте группы появилась информация, что вы прошлым летом выступали на джазовых фестивалях в Рочестере и Торонто. Расскажите подробнее: как вы на них оказались, что играли и как вашу группу приняли? Это был ваш дебют на подобных фестивалях?
- В прошлый раз, в 2008-м, мы получили очень хорошие рецензии от самых уважаемых джазовых критиков Северной Америки. В 2010-м, как это ни смешно, нас ждали полные солд-ауты и прочие атрибуты успеха. Ну, не буду хвастаться. Некрасиво это.
- Какие у вас впечатления от этих фестивалей?
- И восхищение, и зависть одновременно. Зависть, потому что я не думаю, что такие фестивали возможны в России. Там другое отношение к музыке. Такое ощущение, что это не джазовые фестивали, а многодневные праздники Алых Парусов. Весь город принимает участие, это очень масштабные и позитивные события, которых люди ждут весь год.
- Видели ли вы кого-нибудь на этих фестивалях из своих джазовых кумиров и удалось ли вам с ними пообщаться?
- О да, это было как во сне. Никогда не думал, что мы будем стоять вот так вот рядом с Дейвидом Сенборном или Джо Де-Франческо. Миша Жидких, наш саксофонист, даже взял у Дейвида автограф на свой саксофон. Где-то рядом во всех городах тура был сам Херби Хенкок и Маркус Миллер. Это было круто. Жаль, не удалось поздороваться.
- Что слушаете из джаза?
- Больше всего меня бодрит би-боп и свинг. В меньшей степени – модальный и нью-джаз. Люблю также джазовые баллады. Популярный джаз 30-40-х хорош – всем рекомендую послушать Сab Calloway. Мы даже переработали пару его номеров.
- Я слышал, ваш кумир — Луи Армстронг. А кого из представителей современного джаза можете отметить?
- Очень много отличных музыкантов. Особенно во Франции и Америке. Жаль только, что в России нет песенного русскоязычного качественного джаза. Ну, кроме Billy's Band, конечно.
- Что вам близко из современной музыки, какие направления, музыканты?
- Если говорить об отечественных, тех, кого все знают, то я выделю Земфиру, Сплин и «Касту». Если о западных – Depeche Mode. Остальные любимцы уже все на том свете. Вообще, больше всего на свете я люблю музыку Чайковского. Она, на мой взгляд, венец музыкального творения человечества.
- В 2001 году вы с Billy`s band выступали как уличные музыканты в Германии. Расскажите об этом периоде жизни подробнее: чья это была инициатива, где вы выступали, как вас приняли, что особенно запомнилось. Как этот опыт пригодился вам в дальнейшем?
- Улица – это лучшая, как выяснилось позже, школа для начинающих музыкантов. Сразу видно все - что прохожих заставляет останавливаться и покупать твой CD, а что прогоняет их. Сразу узнаешь себе цену. Хочешь проверить, сколько стоит твоя музыка, сходи на улицу любого европейского города и узнай. Идея была нашего друга Мити Максимачева. Он и обучил нас азам уличного музицирования. Кстати, до сих пор ездит с нами как звукорежиссер. Очень опытный и талантливый человек.
- Расскажите подробнее о спектакле «Блюз в голове», который выйдет на DVD. Как он появился и о чем он?
- «Блюз в голове» – очередной шедевр из разряда художественных хенд-мейдов от BILLY's band. Мы все очень довольны режиссурой и монтажом. Единственная проблема состоит в том, что, поскольку он снят на пять мобильных телефонов, по телевизору его не покажут.
- Вы одна из немногих групп, которая превращает концерт в театрализованное действо и выступает на театральных сценах страны. В чем для вас заключается специфика выступления на театральной сцене по сравнению с концертной?
- Здесь важен сидячий зал. Другая тишина, другое внимание, другой смысл действа. И у нас, соответственно, другой уровень ответственности. Здесь не спрячешься за шум клуба. Все как на ладони. Это сильно расширяет наши сценические амплитуды и возможности. Это уже полновесное шоу, а не клубный концерт. Это заставляет нас двигаться вперед и развиваться как музыкантам и актерам.
- На сцене театра юных зрителей имени Александра Брянцева вы сыграли роль Шута в спектакле «Король Лир» режиссера Адольфа Шапиро, а группа отвечала за музыкальную составляющую. Как вы попали в спектакль?
- Весной мы играли на каком-то непафосном междусобойчике в ТЮЗе, там был руководитель художественных проектов театра Адольф Яковлевич Шапиро. Познакомились, пообщались, потом режиссер пришел на наш концерт в клуб, да еще с артистом Сергеем Дрейденом, который в спектакле играет Короля. В гримерке Адольф Яковлевич и сказал, что хотел бы нас пригласить. Выяснилось, что предстоит не просто сделать музыкальное обрамление, а мне предлагается роль Шута. Сразу сказал, что актерского опыта нет, на что Шапиро ответил: «И хорошо!».
- Насколько трудно было вживаться в образ шекспировского героя и как вы оцениваете этот опыт?
- Роль непростая, это правда. Но очень интересная. Вообще, спектакль очень серьезный. Думаю, при любом результате это колоссальный опыт и мастер-класс для нас, и для меня в частности. Ведь это моя первая настоящая драматическая роль.
- Все участники группы отличаются артистизмом. Это от природы или кто-то из них получал специальное актерское образование?
- Нет, специального образования нет ни у кого. Но ведь вообще, музыкант – это и есть артист. Артистом человек становится сразу, когда сознательно выходит на сцену. А дальше вопрос уровня. Музыканты Billy's band – абсолютно сценические люди.
- Как оцениваете свой опыт работы над саундтреком к мультфильму о «Носферату. Ужас ночи»?
- Было интересно и трудно. Но зато мы сделали высококачественный продукт. Еще один опыт в копилку. Саундтрек, по многочисленным отзывам, превосходит сам фильм в целом. Это хорошая оценка.
- В одном из интервью вы сказали, что хотите быть главным неудачником России — это лукавство артиста или сознательная жизненная установка?
- Это заявка на то, что если всерьез заняться делом, которое тебе действительно по душе, то можно стать вполне успешным человеком. Придумать себе какую-нибудь важную пафосную должность, например, Председатель Когорты Ортодоксальных Лузеров РФ. Даже если ты конченый неудачник, то даже из этого можно сделать бизнес! (хитро смеется).


Комментарии