Интервью с Евгением Арцебасовым («Shit Happiness») для «Negative Creep»

Источник: negativecreep.ru

Привет. Представься, пожалуйста, и расскажи о себе.

Меня зовут Женя. Мне 39 лет. Живу обычно в Самаре. Работаю дизайнером, а в свободное время играю на гитаре в группе «Shit Happiness».

Расскажи, пожалуйста, с чего начиналось твое увлечение музыкой, как начал играть на гитаре, в каких коллективах играл до Shit Happiness и какие коллективы повлияли на тебя?

Я играю на гитаре примерно с четырнадцати лет. Не помню, что заставило меня начать играть на гитаре. В детстве я слушал очень много музыки — так получилось, что у меня был проигрыватель, и мама покупала в основном детские пластинки. Позже я стал уже сам выбирать, что послушать.

Одно время я слушал «The Beatles», а потом стал слушать группу «Nirvana». Очень хорошо помню этот момент. Раньше была такая программа «Виниловые Джунгли» и вел ее Дмитрий Великанов. И в этой программе он обозревал различные пластинки, которые только начали издаваться, так как фирма «Мелодия» особо не баловала фанатов андеграундной музыки. У меня, конечно, были все эти пластинки из серии «Архив популярной музыки»: «Creedence Clearwater Revival», «Led Zeppelin» и что-то еще. У них было своеобразное оформление — сплошная заливка, фотография музыкантов, и еще названия песен были переведены на русский язык.

Дмитрий Великанов в своей программе такие пластинки естественно не рассматривал. Как раз в то время появилась студия «АнТроп», которая начала издавать «The Beatles». И вот в одной из программ он говорит: «А вот смотрите, „АнТроп“ издали „Нацию мечтателей“ — „Sonic Youth“». Правда запись была обрезана на 20 минут по сравнению с оригинальным альбомом. Ставит клип «Sonic Youth» — «Silver Rocket». А там они такие модные, с гитарами, играют какой-то шум и я подумал: «Ого, ничего себе». А пластинку-то эту я уже видел в магазине «Мелодия». Это как раз 1991 год по-моему. Она все время была в продаже, потому что её никто не покупал. Конечно, я поехал, купил её и слушал, хотя и не очень понимал что это вообще за музыка. Продолжал смотреть программу, и однажды Великанов рассказал, что вышел альбом группы «Nirvana» — «Nevermind». Поставил клип «Come as You Are». А там эти красные джинсы, собака в воротнике. Я конечно же купил эту пластинку, она тоже урезана — нет «Endless Nameless» — и она до сих пор у меня.

В Самаре в то время (это 1992 год, наверное) в моде был панк-рок, и все неформалы в основном слушали Летова, а мне «ГО» была не очень интересна, и в той среде, в которой я общался, «Nirvana» никому не нравилась. Году в 1993 настало время, когда «Nirvana» играла из каждого ларька и она вообще перестала котироваться среди самарских музыкантов. К тому времени я уже послушал следующий альбом «Sonic Youth» — «Dirty» и это тоже было очень здорово.

До «Shit Happiness» я играл в группе, которая называлась «Ну, Погоди!». Начинали мы как группа, которая не умеет играть. Я играл на гитаре, еще один парень на контрабасе и еще был барабанщик. Пел (и играл на барабанах) у нас одно время Максим «Кошмар», не знаю слышал ли ты о нем, — звезда Самары в кругах панк-рока 91-93. Наш первый концерт был на площади Куйбышева. 199 год, битлятник, первая суббота сентября. Ну мы там что-то пошумели, Кошмар поорал матом со сцены, всех забрали менты, а меня почему то оставили.

Постепенно мы развились как музыканты и в итоге пришли к оголтелому сайкобилли в духе «The Meantraitors» образца 1991 года, когда у них был бешеный контрабасист и темп под двести ударов. Композиции у нас были ультракороткими — минута, максимум полторы. Эдакий концентрат скорости и ярости. А с барабанщиком Гошей с которым мы стали играть уже после концерта на площади нас познакомил один чувак, которого мы приглашали попеть. Попеть у него конечно не получилось, но зато он привел барабанщика.



Впоследствии с Гошей мы играли в «Shit Happiness» c 2008 по 2011 год. Это на самом деле очень большой период. C Сергеем Жутём, который играет на басу мы вообще учились в одной школе, только он учился на год старше меня и в школе мы не общались. Нас познакомил Женя Подгорнов — Жек. Я сдавал экзамены в Строительный институт, он тоже сдавал экзамены, но за другого чувака. Он наклеил свою фотографию во временном билете и по-моему писал изложение. Он был такой волосатый, в джинсе, красивый блондин, а я был взъерошенный, как панк. И мы познакомились, когда он спросил знаю ли я «Sonic Youth». Конечно, знаю! В итоге Жек познакомил меня с Жутем, потому что они вместе учились в ЖД институте.

Гоша с Жутём и Жеком играли в группе «Флейтатирепозвоночник» — это одна из лучших групп Самары того времени. Мне повезло с ними поиграть несколько месяцев. Это, конечно, было очень круто и интересно. А потом Жек умер в 2003 году, Гоша уехал в Питер, жил там какое-то время и музыкой не занимался. А в 2008 году он вернулся в Самару и стал играть в группе «Бажинда в тылу врага». Мы с ним созвонились, я ему сказал, что давай, мол, куплю гитару и будем вместе что-нибудь играть. Он сказал «Давай», ну я и купил гитару. Так и началось.

У меня вопрос такой. Были ли какие-то ориентиры? Потому что, когда я услышал первую запись у меня в голове сразу возникла ассоциация с «Unsane».

Конкретных ориентиров не было. Когда мы начинали вместе играть у меня был более узкий, чем у Гоши и Жутя музыкальный кругозор. Они были более наслушанные. И я мог сочинить какой нибудь ход, а они мне: «О, да это же „Helmet“». А я не знаю, что за Хелмет. Скачиваю, слушаю, ну да похоже. Начал слушать больше, начал искать, слушать другие группы, наткнулся на «Unsane». У «Unsane» мне повезло сначала услышать «Visqueen» — самый лучший их альбом, на мой взгляд.



У нас сформированы музыкальные пристрастия. Жуть вот не любит «Unsane», а я люблю, но корни у всех конечно же «Nirvana». Такого, что «Давайте будем играть, как „Unsane“» вообще не было.

Расскажи, пожалуйста, о всех записях, которые вы сделали. Как сочинялось, писалось, игралось. Судя по bandcamp, первая запись — это «Алкоголичка» с Федулом.

Мы все были знакомы с Федулом. Я, например, с 1993 года его знаю. Мы же все из одной тусы. Мы решили, что на конкретные Пашины тексты мы сделаем свой инструментал без оглядки на существующие композиции. Те песни, на которых у нас поет Федул — это его же песни в электронной аранжировке.



Когда мы все сочинили, поиграли и решили поискать другого вокалиста. Поискали, и забили — решили играть втроем. А эти вещи решили записать. Чтобы отделаться малой кровью, решили записать не все, а несколько штук плюс один инструментал.

Записывались на студии «Абориген». Гоша там писал барабаны для «Бажинды». Отправил Стасу (Преснякову) кусочек, он сказал «давайте запишем» и записали. Федул по моему свои партии минут за двадцать спел. Работать с ним, конечно, одно удовольствие.

Далее у вас выходило два ep подряд — «Chords» и «Hard Light». Почему разбили эти треки на две записи? Был ли какой-то концепт? Записи датированы одним годом.



Наш рабочий процесс обычно строится следующим образом: мы сочиняем, сочиняем, сочиняем, потом очухиваемся и решаем, что надо уже и записать что-то. У нас есть проблема с названиями для композиций. Когда мы репетируем никаких названий нет. «Давай первую сыграем, или вторую, а давай вот эту с таким-то ходом». Когда вещей накапливается критическое количество, мы начинаем их как то называть. Эта А, эта Бэ, Цэ и Дэ.



Решили записать A, B, C. Сначала барабаны, потом через полгода бас и гитару. И пока все это сводили и записывали, насочиняли еще вещей. Я познакомился с одним чуваком, который пел в группе «The Royalists» из Тольятти. Ну он такой молодой, задорный парень. Давайте, говорит, замутим что нибудь совместно. Мы ему предложили модную тему — сплит. В итоге эти ребята распались, а мы записали четыре вещи, которые и есть «Hard Light» EP.

Никакой концепции не было. Та запись, где записаны A, B, C, было логично назвать «Аккорды» (Chords), а Hard Light это режим наложения в фотошопе.

У меня такое ощущение, что когда задумывается концептуальный альбом, он изначально проигрывает просто хорошему альбому. Допустим «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» — это крутой концептуальный альбом, а «Yeat Zero» у «Nine Inch Nails» — нет.

Вообще играя ту музыку, которую Вы играете, тяжело ли записываться, получать тот результат который нужен, и довольны ли получившимися записями?

У нас нет каких-то особенных запросов, потому что у нас нет цели звучать как-то особенно. С самого начала у нас был уговор — никаких выключений примочек в наших композициях быть не может. Перегруженный бас, гитара и барабаны, которые долбят со всей дури. И динамика у нас достигается в моменты, когда гитара не играет. Тихие и громкие куски. Я не пользуюсь ничем, кроме перегруза усилителя, а Жуть не пользуется ничем кроме педали Данлоп. Соответственно никаких сложностей с записью у нас нет.

Конечно было бы здорово записаться с такими барабанами, как у Стива Альбини. Это же нойз-рок! Мне кажется, все чуваки, которые сейчас играют такую музыку просто спят и видят как бы им записать такие барабаны. У Альбини они почти всегда одинаковые, но всегда крутые. Найти такую же комнату в Самаре, наверное можно, но вот записать там барабаны мне кажется проблематично.

Обычно мы пишемся на студии, которая называется «Deep Records» — это олдовые ребята из девяностых. Они много кого пишут.

Все зависит от цели. Если у кого-то стоит цель записаться так, как они хотят, то вполне возможно, что в Самаре так и не пишут. У нас такого нет. Наша цель обычно — записать пару вещей, чтобы их в конце концов кто-нибудь послушал. А тем, кто разбирается в звуке и понимает, чего он хочет достичь, Самара может быть и тесна. Мне кажется, сейчас нет проблем записать и свести, там где хочешь— были бы деньги.

Расскажи о записи «Курица, Оса и Моль». Как вернулся Федул на этой записи, кто занимался оформлением той самой pdf, которая была в архиве?



Все эти вещи мы сочинили еще в 2009 году. Изредка поигрывали их на репетициях, чтобы не забыть. В 2011 умер Гоша, мы попробовали играть с другими барабанщиками и поняли, что пока мы не можем играть с другими барабанщиками.

После Гоши сложно играть с другими барабанщиками.

Решили записать старые вещи, пока не можем играть старый материал и сочинять новый. Позвали на барабаны Андрея, который раньше играл в группе «Команда Кусто». Репетировали примерно полгода. Пару раз приглашали Пашу на примерку. В итоге записали все песни, отдали на сведение и я подумал, что было бы круто не фотошопить и накладывать текст на непонятные текстуры, а сделать что-то более интересное. Написал Саше Торчинову, с которым мы когда то работали в одном здании и были немного знакомы. Мне показалось, что именно он сможет сделать то, что нам нужно в плане обложки. Отправил ему уже полусведенные вещи, чтобы он смог послушать, и, так сказать, подстегнуть фантазию художника. Он послушал и начал присылать какое-то безумное количество рисунков. Какие то невероятные рожи. Я как то спросил у него, мол, в чем соль? Он ответил, что эти ребята — убийцы, насильники, нелюди, т. е. видимо какие-то реальные личности. В итоге мы как-то пришли к тому, что я его попросил нарисовать курицу, осу и моль, так как понимал, что эта запись так и будет называться. Предложил сделать микс из насекомых и садистов и в итоге получилось то что получилось. Саша прислал мне оригинальные рисунки, я их сделал чуть более контрастными и собрал в пдф.

На бэндкемпе есть потрясающая опция, которая позволяет скачивать архив с альбомом, не подозревая что там что-то еще есть. Я подумал, что это будет приятно и интересно. У Саши на бихансе есть все эти проекты и зарисовки в гораздо большем количестве, чем я использовал в буклете.

Ну а вообще была идея выпустить все это в конце концов на физических носителях, раз сделали такой арт?

Мы были подавлены, когда доделывали ее и думали, что это реальный конец. Думали, что если кто-то позовет, то мы сыграем, но предложений что то не поступило, и мы все это так и забросили, и естественно никаких cd издавать не планировали. Я не совсем понимаю, зачем это нам нужно. В туры мы не ездим, продавать эту запись глупо, вот, пожалуйста, бесплатно лежит — качай. Мне как-то написал один англичанин, которому нравились наши записи, и предложил напечатать семидюймовок, я подумал, ну вот, напечатаем, а дальше что с этими пластинками делать?

Жаль, конечно, потому что сейчас виниловый ривайвл, да и какая-никакая, но мода на нойз-рок группы появилась, могла бы хорошо эта запись зайти.

Это да. Мода. Хотя тоже непонятно, какая эта мода. Может есть, а может и нет. Когда мы начинали играть в 2008 году никакой моды на нойз-рок не было, была мода на инди, а сейчас да, видимо мода на нойз-рок :). Есть очень классная команда, которая называется «Зубы», из города Москва. Они любители «Helmet», «Crowbar» и тд и тп. Крутые ребята. Они еще на самых первых «Учитесь плавать» играли. А вообще тупо играть нойз-рок, потому что он моден. Мы например ничего другого играть просто не умеем. Конечно, если постараться мы наверное сможем что-то другое сыграть, но я думаю все опять скатится в то что есть.

Из русских групп этого жанра мне нравится очень сильно «Jars», и я всегда и всем это говорю. Лучшая группа для меня.

Мне нравится, что они стали петь по-русски. Мне вообще очень нравится, что андеграундные команды стали петь по-русски. Я сейчас скажу не свою мысль, но она мне очень близка. Когда мы записали «Алкоголичку», нам на стене вконтактике написал один чувак, Женя Гагарин. Он написал, что в Нью-Йорке Пейдж Хэмильтон едет в метро, берет кофе в Старбаксе, приезжает к себе в студию и у него своя реальность, своя музыка, а у нас в России Федул похмеляется с утра и едет работать грузчиком на парфюмерный склад. И именно русский язык делает музыку русской.

Есть ли какие-то лейблы за которыми ты следишь, и которые открывают для тебя что-то новое, потому что все равно вся эта музыка крутится вокруг определенных контор?

Одно время мне нравилось слушать каталог «Hydra Head». Там, конечно, много всякой металлической мути, которая мне не очень интересна, но и крутые релизы там есть. Не очень слежу за новинками. Из последних мне понравился проект «ZON», там играет барабанщик «Helmet». Я довольно хаотично слушаю. В том году переслушал дискографию «Coil». Никогда не слушал их, а у них оказывается какое-то гигантское количество альбомов. Один раз я переслушал все альбомы группы «Кукуруза». Это все потому, что на детском сборнике песен, который слушал мой сын, была их песня. Я вообще люблю слушать дискографиями.



Так что я не сижу и не слежу, чтобы мне такого послушать нойз-рокового. Иногда захожу в какой-нибудь блог вроде того же e/music/noise-rock. Хотя, за некоторыми проектами слежу. Например, недавно вышел отличный альбом группы «UXO» с орлом на обложке. Это проект Криса Спенсера из «Unsane» и Стива Остина из «Today Is the Day». Люблю коллаборации. Мы в своем творчестве тоже стараемся руководствоваться принципом «а было бы неплохо с кем-нибудь что-нибудь сделать». В нашем случае это был Федул.

Пока жил в Самаре ни разу не получилось побывать на концерте, потому что узнавал о них уже после того, как они случались. Один раз чуть не попал на концерт, когда мы делали выступление какой-то французской группе, а после этого концерта был концерт-презентация трибьюта «Pixies», где вы участвовали, но не было сил оставаться. Как часто вы вообще выступаете и были ли поездки в другие города?
 

Мы играли редко, примерно два раза в год. То есть получается восемь концертов за четыре года. Нас все время звали «Марафон 15». Ну т. е. концертов шесть — это их инициатива. Как то звал Леня Королев, с «Lowriders» мы играли, им вроде понравилось. А тот концерт, про который ты говоришь, да играли там. Сережа (Просто Алененок) попросил сделать несколько каверов на «Pixies», но чтобы это была репетиционная запись. Без проблем. Мы потратили несколько репетиций и записали пару вещей, таких своеобразных, под вывеской «Ugly Dick» прямо в гаражном комплексе, где репетировали. Я поставил рекордер перед гаражом, т. е. там больше отраженного сигнала. Мы были одними из первых, кто отдал ему треки. Прошло полгода прежде чем все разродились, и это были, конечно же, не репетиционные записи. Больше электронные какие-то проекты. Им же проще — не нужны никакие студии и гаражи, все можно записать дома. Как раньше любили писать в журнале «Птюч»: «Записал альбом в спальне». Прошло еще полгода и он решил сделать концерт, мы порепетировали, ну и нажрались перед игрульками. Что-то там пошумели. Это было два или три часа ночи. Было весело. Сейчас бы мы не стали так делать.

Были ли поездки? Приглашали ли в другие города?

Нет, поездок не было. Нас как то приглашали играть в Киев на стоунер-фестиваль «Robustfest», который по-моему два года подряд проводился, не знаю проводится ли сейчас. Планов было много, но не сложилось. Играли только в Самаре. Наверное, если прикладывать усилия, то все получится. Но мы как-то не прикладывали. Иногда зовут. Мы обычно не отказываем.

Расскажи о этих видео, которые есть на Vimeo с обезьяной и убийством мирных жителей в Ираке.

«D» — записана на репе с одного дубля. Она такая шероховатая, да и придумана за одну репетицию, два хода и концовка. Сидел на работе и наткнулся на это видео с кунг-фу. Смонтировал в Windows Movie Maker.



Видео для «А» нам делал Макс Дестой. Он монтировал у себя там что-то долго — получилась такая вот история. На «C» есть прикольное видео с гонками, тоже Макс делал.



«B»,  где расстреливают мирных жителей — тогда только WikiLeaks появился, началась вся эта тема, а мы в это время писались, и я подумал, что здорово было бы вставить эти разговоры — тоже сделано в Movie Maker, копирайты все за WikiLeaks, конечно. Все это ради фана, клипы же так и делаются, мне кажется.



Вопрос последний. Вы повесили 10-ти секундную демку. Что это такое и какие у вас планы?

Демо от скуки. Мы планируем записать пару вещей с одним самарским чуваком. Не знаю, что из этого получится и как получится. Сейчас мы стараемся больше сочинять. Старый материал не играем, потому что есть сложности с его разучиванием. Поэтому мы решили, что будем потихоньку сочинять, и если получится досочинить до какого-то критического объема, то запишемся. А вообще мы открыты для предложений о концертах, хоть у нас и не много материала пока.

Пару слов напоследок?

Я и не знаю, что сказать. Что обычно говорят?

Обычно, что хватит — выключай уже. Я даже особо не знаю, кто все это читать будет.

Ну читает кто-то же. У нас с музыкой так же. Мы на самом деле большое удовольствие получаем от того, что приходим на репетицию, включаем большие 150-ваттные басовые усилители, большие 100-ваттные ламповые гитарные усилители и начинаем играть. Это кайф.

Комментарии